Рим - отели, гостиницы, достопримечательности

Рим

О городе Новости Рима Статьи о Риме

Отели и гостиницы

Отели Рима 5* Отели Рима 4* Отели Рима 3* Отели Рима 2*

Достопримечательности

Римский Форум Колизей Ватикан Путеводитель

Древний Рим

Статьи

Собор Св. Петра. Открытая капелла


Через несколько шагов на од­ном из четырех опорных столпов, удерживающих громадный купол собора, предстает мозаичная ко­пия последней картины Рафаэ­ля «Преображение». Есть мне­ние, что Рафаэлю принадлежат композиция и верхняя часть кар­тины - Преображение Христа на горе Фавор перед тремя ученика­ми - Петром, Яковом и Иоанном. Ученики Рафаэля изобразили у подножия горы остальных апос­толов и толпу мирян, окруживших одержимого мальчика.

У стены напротив - памятник папе Пию VII. Это единственная в соборе работа, выполненная не католиком, а протестантом, датс­ким скульптором Торвальдсеном (что можно рассматривать как признак веротерпимости католи­ческих властей).

Рядом с памятником папе Пию VII - алтарь папы Григория Ве­ликого, под которым в мрамор­ной раке хранятся его мощи. За сочинение «Беседы, или Диалоги о жизни и чудесах италийских от­цов» папа (590—604) был про­зван Двоесловом. Он также кано­низировал церковные тексты и песнопения), и получили назва­ние «григорианских»).

С правой стороны на пилоне помещена мозаичная копия с картины Помаранчо «Наказа­ние Сепфоры». В Деяниях апос­толов повествуется, что Сепфора вместе с мужем Ананием пыта­лась обмануть апостолов, утаив часть обещанного им состояния.

Далее по левой стороне храма есть открытая капелла (Север­ный трансепт), расположенная на месте предполагаемого распятия св. Петра. Она украшена тремя алтарями. В центре изображен Иосиф-обручник с лилией Благо­вещенья, держащий на руках младенца Иисуса. Слева копия с картины Гвидо Рени «Распятие апостола Петра», а справа - Фома Неверующий.

В капелле помещено надгро­бие папы Александра VII. Это одна из последних работ Бернини. За коленопреклоненным папой видны аллегорические фигуры Справедливости и Благоразумия, а на первом плане - Милосердия и Истины. Мастер выполнил Исти­ну нагой (в соответствии с прави­лами аллегорий), позже ее при­крыли тонким бронзовым листом, окрашенным белой краской, дабы «она не возбуждала в посетителях недостойных храма мыслей». Пе­ред молящимся папой Смерть держит в руке песочные часы, по­казывая, что время его земной жизни истекло.

Капелла Колонна названа так после переноса в нее из старой базилики древней иконы в виде фрагмента колонны с написан­ным на ней ликом Девы Марии. Здесь в алтаре покоятся останки пап Льва II, Льва III и Льва IV.

На соседней стене, на барель­ефе (ск. Альгарди, XVII.) изобра­жен легендарный сюжет: папа Лев I Великий выходит навстречу Аттиле с одним лишь крестом и объявляет, что город будут защи­щать апостолы Петр и Павел, чем повергает в ужас предводителя гуннов. Останки папы Льва I по­коятся в алтаре под барельефом.

Еще один папа, Лев XII (XIX), покоится в центре капеллы под беломраморным кругом с уни­чижительной эпитафией: «Недо­стойнейший из всех, носивших это великое имя», которую он сам себе составил.

К апсиде собора ведут две широкие ступени из пурпурного мра­мора, перенесенные сюда из ста­рой базилики. Наверху, в оконце из тонких пластинок алебастра (кристаллического гипса), сияет выполненный Бернини символ Святого духа - голубь, парящий в золотистых лучах. Размах кры­льев этой с виду небольшой «птички» около 3 м.

Под ним расположена дере­вянная кафедра с инкрустацией из слоновой кости, с которой, со­гласно поверью, два тысячелетия тому назад проповедовал святой Петр. Древнюю кафедру Бернини обрамил сложным узором из тем­ной бронзы и золота, ее поддер­живают фигуры отцов римской и греческой церкви.